Эксперт-Урал,
23 сентября 2002 г.
Издержки производства
478 просмотров
Анализ результатов полугодовой деятельности страховых компаний Уральского региона показывает: рынок, пережив период бурного роста, вступил в фазу торможения. По данным Минфина, сборы страховщиков росли втрое медленнее, чем в прошлые годы. Основная причина потери темпов роста — отказ от использования зарплатных схем (выплат предприятиями заработной платы сотрудникам под видом страхования жизни с целью минимизации налогообложения). Тенденция к снижению наметилась еще в первом квартале этого года, а за шесть месяцев общие поступления взносов на страхование жизни сократились по Уральскому региону на 20%. Сборы по другим видам страхования продолжают расти, хотя и более низкими темпами. Страховщики считают 20-процентный прирост неплохим показателем, особенно если сравнить его с темпами роста ВВП и промышленного производства в регионе. Тут надо учесть особенности регионального страхового рынка, о которых мы не раз писали. Дело в том, что страхование на Урале — инфраструктурная отрасль, обслуживающая интересы преимущественно промышленно-корпоративного сектора экономики. А в промышленности наблюдается замедление роста, стагнация, уменьшение объема живых денег. Еще одна характеристика, прямо следующая из корпоративной ориентации уральского рынка страхования, — его высокая концентрация. Лицо регионального рынка формируется отдельными крупнейшими компаниями. И динамика их показателей вполне может дестабилизировать ситуацию в целом. Так, падение взносов по имущественным видам страхования в двух компаниях Свердловской области привело к снижению валовых показателей сборов премии по этому виду страхования в области на четверть. На динамику личных видов страхования повлияло уменьшение сборов всего одной компании. Аналогичные примеры есть и в Тюменской области (подробнее о них см. статью "Страховое предупреждение", "Э-У" № 29-30 от 19.08.02). Из чего складываются многомиллионные сборы компаний, составляющих основу рынка страхования в регионе? Каковы факторы роста крупнейших страховщиков? В большинстве случаев таких факторов три: крупные учредители, зарплатные схемы, близость к органам исполнительной власти. Взносы по страхованию жизни десяти из тридцати крупнейших компаний региона (а они практически равны объемам средств, проводимым предприятиями через зарплатные схемы) составляют более 50% всего объема сборов. Имущественные риски занимают более половины портфеля у 16 компаний. Этот вид страхования считается сугубо рыночным, однако и тут решающую роль играют не конкурентоспособность тарифов и условий страхования, а близость к крупным промышленным корпорациям. Большинство лидеров в этом сегменте — кэптивы: компании, созданные при таких корпорациях. Правда, в последнее время все больше кэптивных страховщиков выходит на открытый рынок. Что касается близости к исполнительной власти, она во многом "организует" приток клиентов в близкие ей страховые структуры. Как правило, если у страховой компании нет крупных промышленных корпораций среди акционеров, отсутствует желание заниматься выплатой зарплат и нет источников бюджетной поддержки, попасть в число лидеров для нее практически невозможно. Страховщиков, которые самостоятельно добывают себе клиентов, немного. Все это говорит о том, что рынок за период бурного роста так и не стал самостоятельным. Основные надежды на рост объемов прибыли большинство страховщиков связывают с вступлением действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОАГО). Сейчас только 10% водителей добровольно страхуют свою ответственность. Через год потенциальная клиентура может расшириться до 30 млн автовладельцев. По оптимистическому прогнозу, сборы по этому виду страхования могут достигать 1 млрд долларов. Правда, достанутся эти средства, вероятно, лишь 10-30 крупнейшим компаниям. Для остальных страхование ОАГО останется малорентабельным бизнесом. К перспективным видам услуг страховщики относят также страхование от пожаров имущественных рисков предприятий и обязательное страхование ответственности за эксплуатацию опасных производств. Когда будут приняты законы об обязательном страховании в этих областях, рынок получит новый толчок к бурному росту. Прогнозируя развитие страхового рынка в этом году в целом, эксперты сходятся во мнении, что рост его не превысит 20%. Оптимисты говорят о 30%. Страховщики, строившие бизнес преимущественно на зарплатных схемах и отказавшиеся от них, надеются выйти на прошлогодние обороты благодаря рыночным видам страхования. Однако сделать им это будет непросто: крупные клиенты давно поделены. Уже сейчас понятно, что региональный страховой рынок в ближайшем времени ждут институциональные изменения. С зарплатными схемами будет покончено, рост рынка не так велик, как раньше, на рассмотрении в правительстве снова лежит пакет документов об увеличении минимального уставного капитала до 10 млн рублей, до вступления в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОАГО) осталось совсем немного. Все это подталкивает региональные компании к активным действиям. И практически все страховщики Урала рассматривают сегодня пути дальнейшего развития. Выхода два: либо искать серьезных инвесторов, либо продаваться крупным московским компаниям. Причем процесс уже пошел. Решение придется принимать к концу этого или началу следующего года.
Итоги деятельности страхового рынка уральского региона
НЕФЕДОВ В.
Вся пресса за 23 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|